Реле́ - электрический коммутационный аппарат, предназначенный для частых коммутаций участков электрических цепей при определенных входных воздействий (изменениях электрических или неэлектрических величин).
Устройство и принцип работы реле. В данной статье устройство и принцип работы рассмотрен на примере электромагнитного реле (далее по тексту - ЭР). Конструктивно, ЭР состоит из двух частей: воспринимающей управляющий сигнал и исполнительной.
Первая часть состоит из неподвижного элемента - катушки, намотанной на сердечник, выполненный из магнитного материала (магнитопровод) и подвижного элемента - якоря. Элементы исполнительной части - это неподвижная и подвижная контакт-детали и возвратная пружина.
Электрическая связь между воспринимающей и исполнительной частью отсутствует: коммутируемая цепь (цепи) и цепь питания электрически не связаны.
Подача управляющего сигнала на обмотку катушки вызывает возникновение в магнитопроводе электромагнитной силы, притягивающей якорь.
Закрепленная на якоре контактная пластина перемещается, в результате чего ее контакты соприкасаются с контактами контакт-детали, замыкая коммутируемую цепь.
В конструкции рассматриваемого реле исполнительная часть представляет собой группу нормально замкнутых и нормально разомкнутых контактов (в данном случае 4 пары), поэтому срабатывание реле позволяет одновременно замыкать и размыкать несколько электрических цепей.
При отключении управляющего сигнала, на якорь, ввиду ее отсутствия перестает действовать удерживающая его электромагнитная сила в магнитопроводе и под действием возвратной пружины происходит его возврат в исходное положение, размыкание нормально разомкнутых контактов и замыкание нормально замкнутых.
Применение реле. Область применения реле довольно широка: эти коммутационные аппараты в настоящее время успешно используются в случаях необходимости коммутации цепей с управлением малыми токами - напряжением, вырабатываемым источниками питания для минимальных токовых нагрузок.