Нередко, к функционалу систем управления трехфазными двигателями предъявляются дополнительные требования, обусловленные, как правило, особенностями технологических процессов, в которых участвует электропривод. К типичным примерам такого расширения функционала можно отнести реверсирование электрических двигателей – возможность изменять направление вращения последних.
Изменение направления движения вала трехфазного асинхронного электродвигателя осуществляется изменением порядка подключения питающих фаз к его статорным обмоткам Любой грамотный электрик знает: для пуска вала «асинхронника» в обратную сторону, достаточно в клеммной коробке поменять два любых питающих фазных проводника местами.
Понятно, что при эксплуатации электродвигателя в режимах с частыми оперативными переключениями направления вращения вала, такой способ на практике неприменим. Распространенным решением изменения порядка подключения фаз является способ с использованием двух магнитных пускателей (см. схему).
Изменение очередности подключения питающих двигатель фаз осуществляется переключением его электропитания. Нажатие «пусковой» кнопки SB1 замкнет питающую цепь катушки KM1, в результате чего вызовет срабатывание этого пускателя. Таким образом, порядок подключения питающих фазных проводников к электродвигателю будет следующим: L1, L2, L3, что будет соответствовать определенному направлению его вращения.
Остановка двигателя кнопкой SB3 прервет цепь питания катушки и возвратит группу главных контактов в исходное (отключенное) положение. Нажатие кнопки SB2, подобно KM1, замкнет цепь питания катушки KM2, что вызовет втягивание силовых контактов второго пускателя.
По схеме нетрудно отследить, что фазировка питания электродвигателя от этого магнитного пускателя будет несколько иной – L3, L2, L1, что соответствует противоположному направлению вращения; изменение направления, в данном случае, было достигнуто заменой питающих L1 на L3 и наоборот.
Оба магнитных пускателя подключены по схожей стандартной схеме управления приводом, прерывание питающей цепи обеих катушек пускателей осуществляется размыкающими контактами кнопки «Стоп» (SB3).
При внимательном рассмотрении схемы видно, что одновременное срабатывание обоих магнитных пускателей вызовет междуфазное замыкание в силовой питающей цепи нагрузки (встречное включение L1 и L3) и приведет к аварийному режиму работы электропривода. Поэтому, для исключения подобных последствий, в схеме предусмотрена защита от таких возможных ошибочных одновременных включений.
Так, втягивание якоря и главных контактов KM1 разомкнет питающую цепь катушки KM2 – в эту цепь последовательно включен нормально закрытый (Normal Close, маркировка «NC») блок-контакт KM2. Таким образом, при нажатии «пусковой» кнопки SB2, срабатывание KM2 гарантированно не произойдет. Аналогичная блокировка включения KM1 предусмотрена и при срабатывании KM2 – питание катушки последнего осуществляется через NC блок контакт KM1.
Современными производителями, в настоящее время выпускаются реверсивные магнитные пускатели, имеющие механическую блокировку таких одновременных ошибочных включений двух, что, однако не делает предложенную и не уступающую в надежности данную схему невостребованной.
На практике, нередко требуется использование реверсивных пускателей с определенными техническими характеристиками и, наличие (отсутствие) «родной» механической блокировки, предусмотренной изготовителем, при использовании описанного способа, уже не ограничит в выборе нужной модели.