На рынке нашей страны все большую известность приобретают устройства, якобы гарантирующие экономию электроэнергии в бытовой сети. В соответствии с большинством рекламных сообщений упомянутая экономия может составлять до 40 процентов! С учетом растущих тарифов на электроэнергию, предложение более чем соблазнительное.
Итак, скромный разовый расход в объеме полутора-трех тысяч рублей – и вы получаете аппарат со встроенной электрической вилкой. Пластмассовый корпус аппарата легко умещается на ладони, а неизбежными компонентами его монтажной платы являются конденсаторы, диодный выпрямитель и светодиод, свечение которого свидетельствует о наличии сети.
«Номенклатура» энергосберегающих приборов включает в себя модели, рассчитанные на вполне серьезную мощность: от 15 до 40 кВт. Имеются сведения о появлении на рынке экземпляров, предназначенных для использования в промышленности с соответствующими номинальными токами потребления сети.
Но, прежде чем покупать подобный прибор, неплохо было бы понять, насколько реальны обещания его производителей. В сети Интернет можно легко найти реальные отзывы об использовании энергосберегающих приборов. Некоторые люди, сведущие в электротехнике, не поленились не только приобрести подобный прибор, но и подвергнуть его всесторонним испытаниям.
При этом измерялся электрический ток, и, соответственно, потребляемая сетью активная мощность. В общем-то, нет ничего удивительного в том, что на практике ни один из экспериментов не увенчался успехом, а реальная экономия оказалась равной абсолютному нулю.
Но главное не в этом. Любой продавец-мошенник может заявить, что именно его энергосберегающий прибор, в отличие от всех прочих, по-настоящему эффективен и дает «честную» экономию. Мы же докажем то, что сама идея экономии электроэнергии при помощи какого-либо прибора, включаемого в сеть параллельно нагрузке, несостоятельна. Доводы в пользу этого утверждения следующие:
1. Во главе всего – закон сохранения энергии. Которая, как известно, не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда. Она лишь меняет свою форму и вид, переходя из электрической в тепловую, механическую, энергию света и т. д.
Каждое преобразование происходит с какими-то потерями с учетом КПД. В этой ситуации добиться экономии можно, лишь сократив потери во время преобразования. Но это невозможно без серьезной реконструкции электроприемников, параллельная установка в сеть ЛЮБЫХ устройств проблему решить никак не может. В качестве примера можно привести лампы накаливания и компактные люминесцентные лампы.
Вторые экономны не потому, что параллельно им включается в сеть какой-то элемент, а потому, что используют в своей работе совсем другой принцип. Если бы оказалось, что обнаружен какой-то новый физический закон, позволяющий достичь подобной экономии, то среди ученых известие об этом произвело бы фурор, а кому-то, возможно, посчастливилось бы стать лауреатом Нобелевской премии. Но мы этого не наблюдаем, поэтому вывод очевиден.
2. Абсолютно все энергосберегающие приборы выпускаются под доселе неизвестными торговыми марками. Среди них такие бренды, как SmartBox, Saving-box, Energy Saver. Производители электротехнических устройств, имеющие мировое имя – Samsung, Mitsubishi, ABB, Siemens, – не желают связываться с этой идеей и портить себе репутацию. Это красноречиво говорит о том, что идея сама по себе попросту отсутствует.
3. Некоторые производители энергосберегающих приборов в своей рекламе скромно заявляют, что экономия достигается за счет компенсации реактивной энергии, получаемой благодаря емкости, встроенной в их аппараты.
Это похоже на правду. Однако реактивная энергия не учитывается бытовыми электросчетчиками, рядовой потребитель за нее не платит. Следовательно, и компенсировать ее в быту нет необходимости. Более того, для эффективной компенсации реактивной энергии необходимо тщательно подбирать емкость под конкретную нагрузку и размещать конденсаторы в непосредственной близости к реактивной нагрузке, а не в любой точке сети.
Предугадать же параметры реактивной нагрузки в конкретно взятой квартире или доме просто невозможно, а, значит, компенсация реактивной энергии прибором, включаемым в розетку тоже невозможна.
4. Энергосберегающие приборы распространяются не через традиционные розничные и оптовые торговые сети электроники, а посредством фирм-однодневок, а также различных «магазинов-на-диване», «телемагазинов», рекламных буклетов. Все это – хорошо известные способы сбыта продукции сомнительного качества. И приборы для энергосбережения явно не являются исключением.