Автономные источники электроэнергии в настоящее время все больше используются человеком для решения бытовых и производственных целей.
Устройства, вырабатывающие электричество за счет преобразования тепловой энергии от сгорания газов, становятся более известными прежде всего, благодаря:
- отсутствию специфичного запаха, свойственного сгоревшему бензину или дизельному топливу;- значительно меньшему шуму от работы оборудования;- приемлемой ценой станции в сочетании с доступностью топлива.
В газовом генераторе осуществляется:
- преобразование сжиженного топлива в газообразное состояние;- сгорание рабочей смеси в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и превращение ее во вращение коленчатого вала;- передача вращения от коленвала ДВС ротору электрического генератора;- выработка электроэнергии генератором.
Для осуществления перечисленных выше процессов созданы специальные устройства, конструктивно расположенные на единой раме, в одном общем корпусе или специально сконструированном контейнере, обеспечивающем длительную эксплуатацию в автономном режиме на открытом воздухе. Установка контейнера на транспортное средство обеспечивает его мобильность.
В качестве топлива в газогенераторах могут быть использованы:
- природные виды газов;- газы, обладающие низкой способностью производить тепловую энергию с малым количеством метана и не высокой степенью детонации;- газы, способные к созданию большой тепловой энергии;- пропан или бутан либо их смеси;- различные виды газов, получаемых при переработке органических отходов от деревообработки, торфа, угля и других веществ.
При сгорании каждого вида топлива выделяется определенное количество тепла, что предусматривает создание отдельного двигателя. Однако, конструкторы, учтя пожелания потребителей, изготовили двигатели, приспособленные к работе на нескольких видах топлива.
Электростанции с такими двигателями называют двухтопливными. Среди них наибольшее распространение сегодня получили конструкции для работы на бензине или пропан–бутане.
В обычных газогенераторах дозировка поступления газа в двигатель производится смесителем, который довольно универсален, настраивается на работу под определенным давлением 22,8 кПа и в случае возникновения неисправности не подлежит ремонту.
Он довольно хорошо работает под номинальным давлением газа, однако, при его снижении может отказать. При нагреве газа повышается его давление, а при охлаждении падает. Следует учитывать, что отрицательные температуры воздуха в зимнее время могут послужить причиной отказа смесителя.